четверг, 11 октября 2012 г.

В поисках стиля. Стимпанк.

Всем привет! Сегодня у нас специальный выпуск рубрики "В поисках стиля", в помощь к заданию  "TIME TURNER"

Indy
Стимпанк. Слыша это слово, хочется жестким голосом произнести: "Back to 80's... 1880's!.." Первое, что приходит на ум: металл, шестеренки, викторианская эпоха!


Основное, что я чаще всего читал про стимпанк, что он для сдержанно-мужских работ. Но возможность использовать в работе кружево, шитье и бархат смягчают работу в целом, тогда как, добавив в работы цветы, можно получить нечто абсолютно женственное.
Цвета да, больше мужские, но все эти корсеты и наряды викторианской эпохи – очень женственно по-моему…

Winged
Стиль очень узнаваемый, хорошо выраженный, в скрапбукинге тоже прочно прижившийся. Насколько я знаю, стимпанк одним из источников имеет научную фантастику XIX в, особенно Жюль Верн здесь в тему с его любовью к механизмам.
Современный стимпанк - стилизация, главным образом, под викторианскую Англию (вторая половина XIX века), но сейчас, как мне кажется, он стал несколько шире - используются и такие элементы как микросхемы-транзисторы-резисторы и прочая.
Однако сомневаюсь, что это чистый стипманк

Indy
Изначально концепция строилась на паровом двигателе (пар-steam) и все такое. Там же электрика была на зачаточном этапе, уж не помню точно, как стали пар преобразовывать в электроэнергию, но там система рычагов и всего такого!
У кого с чем в первую очередь ассоциируется слово "стимпанк"? У меня почему-то со странно одетыми людьми (стимпанк и в моде тоже очень широко представлен) и безумно красивыми самодельными украшениями из всяких шестереночек. В скрапе - с творчеством Finnabair и коллекцией Graphic45, а сейчас у Prima вышла новая коллекция.

V.S.
У меня - со злобно-агрессивными тетеньками с крыльями и холодом металла, представленного прежде всего шестерёнками от настоящих механизмов. Может, поэтому я этого стиля не понимаю и не люблю его)))

Smilla
У меня два образа-ассоциации (и оба в виде скраповых работ), первый, это люди - женщины с телами-манекенами и мужчины в цилиндрах и в очках, второй - куча шестеренок, лампочек и прочих деталей, и густой слой фактурной краски.

bestia_cat
Мои ассоциации: женщины с точеными фигурами, в корсетах, длинных юбках викторианской эпохи, с крыльями за спинами; мужчины в костюмах летчиков той же эпохи или в строгих костюмах и котелках. Обязательны гогглы, на мой взгляд очень характерный предмет имиджа любого стимпанкера.Это что касается моды. А что касается предметов интерьера, то это шестеренки, различные механизмы, лампочки, ржавые и не очень железки. Цветовая гамма - серо-сине-коричневая, если можно так выразиться
Kamaik
Да, у меня тоже ассоциируется с шестеренками, дамами в корсетах, скорее даже кожаных, и с дирижаблями:)) Вот как-то так:)
Indy
Я считаю, что в скрапбукинге стимпанк будет наиболее близок к микс-медиа, поскольку предполагает в себе смешение многих стилей и использования совершенно разных материалов. Очень характерные материалы для этого стиля, как мне кажется, это металл (фольга, листовой металл или его имитация), натуральная (и не очень) кожа, старые газеты, элементы викторианского стиля (шитье, кружево, бархат), различные мелкие механизмы (особенно, часовые), цепи и грубые веревки, проволока, ключи (а вот хоть и гаечные!), чертежи, трубочки, металлическая фурнитура, надписи машинописные, литеры, брадсы под металл, грязное стекло, молнии, кнопки и люверсы, лампочки... Уфф, что я пропустил??
Мне кажется, этот списочек можно прям распечатать в качестве памятки по материалам для стимпанковских работ:)
Indy
И еще знатный компонент у стимпанка - акцент на упаднических, девиантных чувствах, движении низкими страстями - похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью...

Winged
Вот! Есть что-то общее между стимпанком и "анатомическим" стилем. Есть элемент такой откровенности, граничащей с цинизмом, доля черного юмора... Все эти механические части тела в стимпанке... Такое немного шокирующее, провоцирующее, рассчитанное на то, чтобы вызвать эмоции. В скрапбукинге, кстати, нечасто используется и довольно мягко всё это "протезирование". Непаханное поле :) И очень эмоционально.
Внутренности человека заменяются внутренностями механизма. Т.е. те же самые шестеренки воспринимаются как какое-то нутро. И всё это как бы в разрезе, т.е. шестеренки же по сути - то, что должно быть спрятано. Такая вот у меня какая-то устойчивая параллель с анатомическим стилем.
Мне очень даже нравится, что вместо внутренностей шестеренки, они выглядят поприятнее, чем настоящие внутренности, так что меня это не шокирует, скорей радует)))
Вот я никогда не задумывалась о такой параллели, но сейчас поняла, что Оля права. Анатомичка мне очень нравится, для меня это очень дерзкий стиль, и стимпанк как раз сродни ему в этом плане.
Indy
Тут вот еще про настроение хотел сказать! Потому что так весь стиль, если его экстрагировать, весь грубо-откровенным и антиутопический, но ничто не мешает сделать его романтическим и юмористическим.
Ага, элемент юмора по-моему очень отчетливо здесь прослеживается.
bestia_cat
Я считаю, что этот стиль не что иное, как романтика в эпоху бурно развивающегося технического прогресса, отсюда все эти крылья, манекены и т.д.
Winged
Первоначально стимпанк возник, наверное, больше как вера в прогресс техники (ну и доля юмора над этим прогрессом), а теперь, наоборот, существует как ностальгия по этой наивной вере!)  То есть сейчас же никто всерьёз не верит, как во времена зарождения стимпанка, что вот эти механизмы, шестерёнки и паровые двигатели - символ прогресса и наш путь к счастью. Для нас это очаровательное ретро и пленяющая наивность :)
Winged
А как вам стимпанк-флэшки, сотовые и ноутбуки?

Мне кажется, это имеет много общего с нынешней модой на пленочные фотоаппараты, моментальную аналоговую фотографию и все эти обработки фотографий в инстаграм (кривые цвета и несовершенство :))
Я имею в виду ту же тягу к старым технологиям как воплощению какой-то душевности и романтики. А то всё такое цифровое сейчас :)


Smilla
Оль, мне такое в голову не приходило - а ведь правда, перекликается со стимпанком. Мне казалось, что эта тяга к аналоговой фотографии - просто такая мода на ретро и винтаж.

Winged
Между, собой, я думаю, не связано, просто имеет один источник - ностальгия по чему-то более "простому и душевному", чем "цифра".
Это, кажется, во все века было человеку свойственно: противоречие между жаждой прогресса и иллюзией "золотого века", который непременно в прошлом. Вот типичный пример: люди мечтают о новейшей модели айфона, но при этом не прочь приплатить много денег за то, чтобы он выглядел как огромный древний аппарат со стимпанк-уклоном.


LoveCreative
Мне кажется, что сейчас под стимпанком понимают чуть ли не любое использование брутальной железки в работе. изначально было все четко: стим - это пар по-английски, и речь шла о той технике, которая была во времена дирижаблей-паровозов. А сейчас, если в работе ржавый ключ, лампочка или металлический цветок или пивная крышка - то сразу стимпанк :-)

Winged
Ага, я как раз выше писала об этом - и транзисторы, и пивные крышки :) Трансформация в скрапбукинге явно произошла. Сначала именно сложные механизмы, пар, трубы - в скрапбукинге больше отдельные детали (шестеренки, циферблаты, лампочки, дирижабли). Ну оно и понятно - на бумагу паровой двигатель не приклеишь, максимум, его чертеж - а рельефности-то хочется :) В этом плане Finnabair действительно сделала прорыв ИМХО - достигается иллюзия какого-то сложного механизма плюс этот механизм как продолжение тела - самая что ни на есть стимпанковая идея (всякие механизмы на глазах, руках и ногах - типа, с прогрессом техники можно будет тюнинговать человека :))

Smilla
Да, согласна, в скрапе стимпанк - это стилизация, причем бывает мягкая такая, просто берется коричнево-серая гамма с металлическими акцентами, изображения шестеренок и готов стимпанк. Или сложные брутальные композиции, как у Finnabair, с использованием всевозможных деталей, железочек... Мне очень нравятся такие работы еще и тем, что можно кучу хлама организовать во что--то цельное и красивое)) Сама пока только мечтаю об этом, хлам складываю в пакетик с целью сделать когда-нибудь глобальный коллаж из всего:)

Winged
У Finnabair, правда, немного иначе - как я вижу, это символизирует внутреннюю многогранность и включенность человека в мир техники и всех этих окружающих нас деталек.

 
Smilla
Ну вот, Оля видит у Finnabair внутреннюю многогранность и включенность человека в мир техники, а я вижу пристрой кучи хлама на дело))) Какой то я незамысловатый человек)))
Тут бы еще, как бы поделикатнее выразиться... есть работы в стиле стимпанк, а есть с элементами стимпанка. Возможно, это занудство, но если сделать коричневую обложку с часами для блокнота, то никакая натяжка не даст назвать это стимом. Нет, ну правда, одних шестеренок мало! Нужна такая микроскопическая легенда! История. Грустная, романтичная, смешная - да какая разница! Важно то, что работа должна быть пропитана духом того времени. Должна быть не просто со следами времени, а самой быть временем!
Winged
А давайте выскажемся, почему именно вам (не) нравится стимпанк.
Мне вот, например, скорее нравится. Шестеренки, механизмы часов - всегда это меня влекло со страшной силой именно с эстетической точки зрения. Какая-то в этом тайна, загадка есть. Ну и ещё я люблю "мусор" пристраивать.
Ну и есть в этом какая-то "изнанка". Что-то типа анатомической темы, только анатомия НЕживого :)

Smilla
Мне в стимпанке использование разных безумных материалов нравится, их неожиданные сочетания. И романтика - все эти загадочные полумеханические люди:)

Indy
Ага, к ним на фон шикарно пойдут старые чертежи (рисованные, как у да Винчи, к примеру), кирпичная кладка, облупившаяся шпаклевка с ржавыми подтеками, металлическая обшивка с явными следами клепания, медь мне очень нравится...

Smilla
А вот насчет того, что не нравится в стиле - наверно какая то холодность, жёсткость, иногда грубость, но это же совсем не обязательные черты стимпанка, просто они довольно часто встречаются.
Мне кажется, жёсткость стимпанка очень такая беззащитная внутри. Как подростковые колючки. То есть для меня всё это больше как панцирь выглядит, попытка спрятаться в свою раковину за такой мнимой брутальностью.
а я думаю здесь еще очень активно идея утопии прослеживается - весь этот выдуманный мир будущего, которое так и не наступило.
LoveCreative
До сегодняшнего полудня я к стимпанку относилась скорее со знаком минус. Точнее, никак не относилась. Я отдельно, стимпанк отдельно. Никогда не пробовала и даже желания не испытывала. Стимпанк мне казался надуманным (он близок к научной фантастике, а я ее как жанр не люблю). А еще тяжеловесным, потому что когда смотришь работы в этом стиле, все это нагромождение крышек, задвижек, болтов, шестеренок кажется многокилограммовым и в какой-то степени бессмысленным.
Но сегодня я первый раз попробовала что-то сделать в этом стиле и мне очень понравилось. В принципе, я сейчас считаю, что стимпанк не обязательно должен быть мрачноватым, жестким и в темных тонах. В нем можно найти свою точку компромисса и развиваться. Это гибкий стиль - в отличие, скажем, от шебби, где набор выразительных средств и оттенки палитры определены более конкретно.
Я стимпанк всегда недолюбливала, если быть точнее недолюбливала рукодельный самодельный стимпанк. То что стилизовали в художественный фильмах мне очень нравилось - все эти дирижабли, одежда в стиле ретро, но в современном прочтении, холодные локоны и красные губы. А вот что было в интернетах ... часто, лично мне, напоминало какие то дисгармоничные нагромождения старья и хлама, а если это касалось одежды, то там это было еще хуже )) но вот сегодня, делая задание я прямо как то прониклась ))
Да-да, в процессе проникаешься, это точно, просто он нам очень непривычен:)


Выводы:
Материалы: прежде всего металл и его имитация, а также кожа (натуральная и заменитель), старые газеты, элементы викторианского стиля (шитье, кружево, бархат), различные мелкие механизмы (особенно, часовые), цепи и грубые веревки, проволока, ключи, чертежи, трубочки, металлическая фурнитура, надписи машинописные, литеры, брадсы под металл, грязное стекло, молнии, кнопки и люверсы, лампочки...

Основные цвета: коричневый, серый, черный, темно-синий, бордовый, обязательно металлический блеск, пепельные светлые тона. В целом гамма темная и приглушенная, в качестве акцента чаще всего используется красный цвет.

Основные приемы и техники: микс-медийные техники - использование текстурной пасты, красок, грунта, имитация ржавчины,  состаривание, патинирование, эмбоссинг и др., машинная строчка, рваные края.

Основная черта стиля: стилизация под викторианскую эпоху, в т.ч. наличие механизмов того времени и\или их изображений.
 
Украшения


Аксессуары
 Автор Johnny Miller
Настольный письменный прибор
Открывалка для бутылок
Одежда

Источник здесь, здесь и др.

 
Стимпанк в скрапбукинге: 

Не знаю, насколько это можно отнести к скрапбукингу, хотя и не отнести тоже нельзя:)

Автор Ron Pippin




 Автор Finnabair

Автор Fairy Di
 


Автор SystematicChaosInc
Автор Laychan

Автор Fleer

22 комментария:

  1. Ух,ты, как вы все точно и доступно написали!Спасибо за прекрасную статью!Мне самой очень нравятся работы в стиле стимпанк!

    ОтветитьУдалить
  2. А мне так нравится подслушивать ваши разговоры)))!

    ОтветитьУдалить
  3. Стимпанк тем и привлекает, что это не мэйнстрим в срапе) Ну, по крайней мере, не такой, как все остальные стили.. Это стиль для смелых людей, для тех, кто не боится рискнуть и СДЕЛАТЬ!
    Отличная статья-диалог, было интересно почитать ваше мнение и посмотреть наичудеснейшую подборку вдохновляющих работ! За это вам огромное спасибо)

    ОтветитьУдалить
  4. Раньше не понимала чем стимпанк отличается от микс-медиа, знакомство с творчеством Finnabair ещё больше запутало. Но когда прочитала что сама она позиционирует свои работы, в основном, как микс-медиа всё встало на свои места! Я сделала для себя выводы: стимпанк-это всегда очень красиво! Своего рода брутальный шик. Каждый винтик, клёпка или перо, всегда, оправданно находятся на своём месте. Никогда ничего лишнего! Как только появляется намёк на хаос, мусор, текстурные пасты, крышки-это уже микс-медиа. Рон Пиппин тоже микс-медиа. Мне кажется, многие добавив в свою работу крылья или шестерёнки полагают что сотворили нечто стимпанковое, тогда как скорее всего получилось микс-медиа.
    Это конечно только моё мнение=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я воспринимаю микс-медиа, скорее как набор техник, а не как стиль. И микс-медийные техники можно использовать и в винтаже, и в стимпанке и в других стилях... но про микс-медиа мы наверно тоже напишем такой обзор, может я свое мнение поменяю.

      Удалить
  5. Спасибо, Надя! Ваше обсуждение и подборка работ помогли мне как-то разложить всё по полочкам. Теперь я поняла,что стимпанк мне нравится!

    ОтветитьУдалить
  6. О, как вы славно поговорили, а мы "послушали")))) спасибо.

    ОтветитьУдалить
  7. Интересная дискуссия получилась. От себя добавлю немного, что у Finnabair есть несколько стимпанковых работ, но в основном микс-медиа все же. Стимпанк был придуман как альтернативная история - если бы мир пошел по пути развития паровой техники. Это мир в совершенстве освоивший как механику, так и технику паровых машин. Это и наложило сильный отпечаток - дирижабли, крылья. Фильмы "Дикий,дикий Запад", "Сонная лощина", "Шерлок Холмс" Гая Ритчи - это все стимпанк, причем в полной его красе.
    Если Надя не будет против ссылки, то для вдохновения советую всем прогуляться на сайт http://steampank.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давно уже осела на сайте стимпанк.ру))) И полностью согласна со всем что вы написали выше. И кстати, когда вращалась в прошлом году в настоящем стимпанк-сообществе в Германии и (одном из самых крупных и развитых в Европе), показывала работы Финн и большинство кто их видел пришли к выводу, что работы невероятно круты, но от стимпанка там нет ничего:) И я соглдасна с этим, там шикарный микс-медиа, но не стимпанк.
      Из кино для меня стимпанк прежде всего в фильме «Город потерянных детей», а еще к тому что вы перечислили выше «Необычайные приключения Адель »

      Удалить
  8. Очень интересная статья и здоровская подача информации в виде диалога! Как всегда, прекрасная подборка иллюстраций! Видно, что душу вложили! Спасибо вам большое за ваши статьи, пишите еще!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо большое!
    НО где же стих? :(((((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, ну вот Вика в разъездах и к тому же стимпанк она совсем не жалует, так что мы в этот раз остались без стиха:(

      Удалить
  10. Как Вы чудесно порассуждали, я аж заслушалась! Я вот совсем не отношусь к микс-медиа, как к технике утилизации. Конечно, здорово использовать в дело все, что "нажито непосильным трудом", но Надя правильно сказала, микс можно использовать везде, и даже, мне кажется, в нежном шебби. А вот стимпанк - это другое дело, в стимпанке все же на первом месте викторианская идея, история, разве нет? Если придумал стим-историю для себя, можно смело собирать железяки и браться за работу.
    Спасибо вам, кое-что прояснилось... и хочется, и боязно...

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо!! Мне статья в работе очень помогла!! Некоторые моменты даже выписала себе в записную книжку!!

    ОтветитьУдалить
  12. Ух ты, как классно, прямо на одном дыхание прочитала.
    Спасибо вам огромное!

    ОтветитьУдалить
  13. Спасибо за ваши рассуждения.Всегда много узнаю,и вот про стимпанк практически ничего не знала,до этой статьи.Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо за статью,за рассуждения! Я вообще ничего не знала о стимпанке,работы видела-знала,что это именно ОН,но вот,чтобы заинтирисоваться...а вот уже несколько недель в мои мысли стимпанк пробирается))))

    ОтветитьУдалить
  15. Благодарю! Очень ценно почитать не только голые факты, но и отношение людей к стилю, который мне очень нравится, но который я никак толком не освою. Надеюсь поучаствовать так, чтобы не выглядеть очень бледно...

    ОтветитьУдалить
  16. Начиталась..... И подумала что в этот раз я пас, не осилю..... Да и дети дома все мозги вынесли)))) а вчера гуляли на площадке и старший сын приносит мне...... грязные старые ЧАСЫ- это ли не знак)))))) стимпанку БЫТЬ!)

    ОтветитьУдалить
  17. Ой, спасибо забыла сказать!!!))) Спасибо за статью и вдохновение!)

    ОтветитьУдалить
  18. Thanks for these tips. One thing I additionally believe is the fact that credit cards providing a 0% rate of interest often appeal to consumers along with zero rate of interest, instant approval and easy over-the-internet balance transfers, but beware of the main factor that may void your own 0% easy street annual percentage rate and also throw one out into the poor house quick.

    ОтветитьУдалить